Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями
Семьи, оказавшиеся в социально опасном положении, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших у них. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути её решения. Другая группа обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-педагогическое, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией, которая складывалась в течение не одного года.
Вся работа с неблагополучными семьями проводится на основании Декрета Президента Республики Беларусь № 18 от 22.11.2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Декрета № 5 от 5 мая 2009г. «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. № 18», Инструкции о порядке выявления и учёта несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, методических рекомендаций по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите от 22.12.2008г.
Работу с данными семьями можно условно разделили на три этапа:
1-й этап – выявление неблагополучных семей;
2-й этап – реабилитационная работа по выводу семей из социально опасного положения;
3-й этап – профилактическая работа с семьёй после отмены решения о признании ребёнка находящимся в социально опасном положении.
ХОЧЕТСЯ подчеркнуть особую важность и значение раннего выявления проблем в семье, которые негативно отражаются на физическом и психологическом здоровье несовершеннолетнего. Их можно выявить уже с первых дней пребывания ребёнка в детском саду при условии правильно организованной работы всех специалистов учреждения.
Воспитатели должны вести активную целенаправленную работу по раннему выявлению семейного неблагополучия.
По каким признакам можно выявить семейное неблагополучие?
Существуют критерии определения семейного неблагополучия, социально опасного положения несовершеннолетних.
Алгоритм работы воспитателя дошкольного учреждения с неблагополучной семьёй
1. Посещение семей на дому, заполнение информационной таблицы о результатах посещения.
2. Составление социального паспорта группы.
3. Наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием ребёнка во время его пребывания в детском саду.
4. Выявление интересов и склонностей детей.
5. Оперативное информирование администрации, педагога-психолога о выявленных проблемах в семье, фактах нарушения норм и правил поведения родителями.
6. Наблюдение за родителями во время посещения ими дошкольного учреждения, родительских собраний.
7. Индивидуальные беседы с детьми из неблагополучных семей с целью выявления семейной ситуации, анализа отношения ребёнка к родителям.
8. Контроль за посещением детьми детского сада.
9. Участие в рейдах, заседаниях педсовета (совета профилактики).
10. Участие в разработке коррекционных и реабилитационных программ.
11. Проведение бесед, консультаций, родительских собраний.
12. Привлечение детей из неблагополучных семей к участию в праздниках, развлечениях и других мероприятиях.