Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Дидактические игры как средство коррекции ребёнка с ОПФР

Дата: 18 сентября 2017 в 12:06

Что же такое дидактическая игра?

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Школа игры такова, что в ней ребёнок – и ребенок и воспитатель одновременно.

Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Дидактические игры позволяют:

- проводить занятия в нетрадиционной форме;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- организовывать процесс обучения в форме состязания;

- облегчать решение учебной задачи;

- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;

- практически закреплять полученные знания.

Организация и методика проведения игр 

Дидактическая игра – эффективная форма проведения занятий, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Игры могут применяться на занятиях различного характера. Целесообразно использование в конце занятия, когда работоспособность детей падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей, в начале занятия (организационный момент.

На занятиях в чаще всего используются следующие виды дидактических игр:

- развивающие, так как они направлены на развитие личности ребенка;

- коллективные, так как они привлекают детей тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям дошкольного возраста;

- индивидуальные, так как они помогут детям проявить себя, а педагогу – диагностировать уровень знаний воспитанников, уровень их развития;

- подвижные, так как детей в большей степени подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;

- тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума, самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т. д.;

- «скоростные», так как способствуют доведению навыка до автоматизма;

- игры-загадки, так как разгадывание загадок развивает способность к анализу обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Классификация дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей.

В классификации, основанием которой является содержание обучения и воспитания можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию;

- словесные игры;

- игры по ознакомлению с природой;

- по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

- игры с дидактическими игрушками;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры;

- псевдосюжетные игры.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

- игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

- игры, включающие элементы поиска и творчества.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности детей:

- игры-путешествия;

- игры-поручения;

- игры-предположения;

- игры-загадки;

- игры-беседы (игры-диалоги)

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Коллективность позволяет сплотить группу в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую – более сложные.

Соревновательность создает у ребёнка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах занятия различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения.

Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у детей вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к занятиям.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм:

1. Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

2. Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

3. Игра – не занятие. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство воспитателя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

4. Эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

5. Игра – средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

6. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.

В конце игры педагог спрашивает детей, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру и она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня. Таким образом, при подборе игр важно учитывать те или иные особенности детей. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.